СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ РАЙОНА - АТЯШЕВО

Демографическая ситуация. Доля молодежи в структуре всего населения района является одной из самых малочисленных по республике. Численность молодежи в возрас-те от 0 до 29 лет составляет 7 555 человек или 29,9 % от общей численности населения района. Из них детей до 7 лет насчитывается 1 450 человек (5,7 %), от 8 до 14 лет — 3 006 человек (11,9 %), молодежи в возрасте 15-29 лет — 3 099 (12,3 %).
Значительных изменений показателей рождаемости и смертности за 1998-1999 гг. в районе не произошло. Количество родившихся в 1998 г. составило 187 человек, а в 1999 г. - 188. Уровень смертности в районе не высокий: число смертей в детском и молодежном возрасте составило в 1998 г. 10, а в 1999 г. - 8. Наиболее неблагоприятное влияние на де-мографическую ситуацию оказывает падение уровня брачности молодежи, которое в 1999 г. составило 8 %, и в целом сокращение общего числа молодежных семей (с 1 428 в 1998 г. до 1 345 в 1999 г., т.е. снижение составило 5,8 %). Коэффициент устойчивости мо-лодежных семей остается стабильным и в 1999 г. был равен 5,2, т.е. на 5 браков в районе приходится 1 развод.
Здоровье молодежи. Наиболее распространенными заболеваниями среди детей до 16 лет являются психоневрозы и соматические заболевания. Достаточно благополучная ситуация сложилась с социально опасными заболеваниями. В 1999 г. под наблюдением не находилось ни одного молодого человека с диагнозом токсикомания и наркомания. Не-значительно число больных алкоголизмом и туберкулезом, почти в 2 раза сократилась за-болеваемость венерическими заболеваниями. Между тем, в сфере здоровья и спорта су-ществует целый ряд проблем. В сельских фельдшерско-акушерских пунктах ощущается острый недостаток медикаментов и медицинского персонала. Несмотря на то, что в рай-оне действует 37 спортивных секций, отмечается плохая постановка спортивно-массовой работы: спортивные секции работают не регулярно, спортсооружения находятся в плачев-ном состоянии, отсутствует необходимый спортивный инвентарь, не хватает квалифици-рованных физкультурных кадров.
Образование и занятость. Общее число учащейся молодежи района в 2000 г. со-ставило 3 875 человек. Наблюдается повышение качественных показателей уровня обра-зованности выпускников школ. В 2000 г. каждый девятый выпускник имел золотую или серебряную медаль. Постоянно растет число молодых людей, желающих получить выс-шее образование. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. количество выпускников общеобразо-вательных заведений, поступивших в ВУЗы, увеличилось на 14,5 %.
Одной из наиболее острых проблем является проблема занятости молодежи и под-ростков. Удельный вес молодежи трудоспособного возраста ко всему трудоспособному населению в 1999 г. составил 18,8 %, из них доля безработных составила 10,5 %. Ситуа-ция, сложившаяся на рынке труда в районе далека от оптимальной. Выпускникам ПТУ, ССУЗов, ВУЗов с каждым годом становится все труднее трудоустроиться по своим специ-альностям. Число безработных среди них с 1998 г. по 2000 г. возросло на 22,3 %. Это свя-зано с тем, что на рынке труда не пользуются спросом такие профессии, как бухгалтер, повар, водитель, экономист, педагог; востребованы в основном рабочие специальности и специалисты в сфере АПК. Значительная часть молодежи района трудится в с/х коопера-тивах. В 1999 г. доля молодых людей, занятых в сфере АПК составила 30,1 % от общего числа трудоспособной молодежи.
Наблюдается отток молодежи из частнопредпринимательского сектора. Количество молодых людей официально занимающихся предпринимательской деятельностью с 1998 г. по 2000 г. сократилось в 2 раза.
Досуг. Обеспеченность молодежи района учреждениями социально-культурного обслуживания ниже нормального уровня. На территории района полностью отсутствуют досуговые центры молодежи, действует только 12 кружков художественного и техниче-ского творчества. Отмечается слабая материальная база учреждений культуры, недоста-точное количество культурно-массовых мероприятий, неудовлетворительная работа ху-дожественно-самодеятельных коллективов и кружков.
Преступность. В криминогенном отношении район можно отнести к разряду срав-нительно благополучных. Уровень преступности среди подростков и молодежи относи-тельно не высокий: коэффициент несовершеннолетней преступности в 1999 г. составил 16,7 %, с 1998 г. по 1999 г. число молодых людей, совершивших преступления сократи-лось почти вдвое. На учет в ИДН в 2000 г. было поставлено только 15 несовершеннолет-них, что в 2 раза меньше, чем в 1998 г. Наиболее распространенным видом преступлений, совершаемых подростками и молодежью района, является кража.
Социальная защита молодежи. Уровень з/пл. в районе является одним из самых низких по республике. В 2000 г. размер средней з/пл. составил всего 56,1 % от уровня по-требительской корзины. Особенно плохо обстоят дела с оплатой труда в АПК, где сред-ний размер з/пл. равен 295 руб. или 35,1 % от уровня потребительской корзины. В про-мышленности и бюджетных организациях з/пл. составляет 86,4 % и 95,2 % от уровня по-требительской корзины соответственно.
В настоящее время для молодежи района особо актуальной является жилищная про-блема. Число молодежных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоя-щих в очереди на его получение с 1998 г. по 1999 г. возросло на 17,4 %, а число получив-ших его за этот же период увеличилось всего на 2,4 %. В связи с этим, основная масса мо-лодежных семей предпочитает решать данную проблему своими силами. В 1999 г. 85 мо-лодежных семей самостоятельно приобрели жилье, что почти в 4 раза больше числа моло-дежных семей, стоявших в этом же году в очереди на его получение.
Социальная защита молодежи в районе организована на крайне низком уровне. На территории района полностью отсутствуют социальные службы для молодежи, нет ни од-ного социального работника, работающего с данной категорией населения. Средний раз-мер социальных выплат, связанных с мало обеспеченностью составил в 2000 г. всего 80 руб. в месяц.
Реализация молодежной политики на районном уровне. Наиболее активно во-просами молодежи в районе занимается Комитет по делам молодежи и спорту. Так же ак-тивный интерес к проблемам молодежи проявляет и районная администрация. В период с 1999 г. по 2000 г. они рассматривались ею трижды. Особое внимание уделялось пробле-мам организации досуга молодежи, трудоустройства выпускников учебных заведений, преступности среди подростков и молодежи.
На реализацию молодежной политики в районном бюджете предусмотрена отдель-ная строка. В 2000 г. объем финансирования из местного бюджета по сравнению с 1999 г. вырос почти в 4 раза и составил 26 тыс. руб. Но между тем, предлагаемое финансирова-ние из местных источников не позволяет решить самые острые проблемы молодежи на районном уровне, к которым в первую очередь относятся трудоустройство и неудовлетво-рительная организация досуга молодежи.

Hosted by uCoz