СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ РАЙОНА - БОЛЬШОЕ ИГНАТОВО

Демографическая ситуация.
Численность молодежи в возрасте от 0 до 29 лет со-ставляет 4 106 человек или 40,1 % от общей численности населения района. Из них детей до 7 лет насчитывается 806 человек (7,9 %), от 8 до 14 лет — 1 217 человек (11,9 %), мо-лодежи в возрасте 15-29 лет — 2 083 (20,3 %).
Доля молодежи в структуре всего населения района сокращается. Падает уровень рождаемости - если в 1998 г. количество родившихся составляло 109 человек, то в 1999 г. - 84, т.е. снижение составило 22,9 %. Уровень смертности в районе не высокий: число смертей в детском и молодежном возрасте составило в 1999 г. всего 3.
Несмотря на рост общего числа молодежных семей в районе, который в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составил 12,8 %, наблюдается снижение уровня брачности молодежи. В 1999 г. было заключено на 5,1 % браков меньше, чем в 1998 г. Так же наблюдается сни-жение показателя устойчивости молодежных семей, если в 1998 г. он был равен 29,5, то в 1999 г. - 18,7, т.е. примерно на 19 браков приходится 1 развод. Но, несмотря на столь зна-чительное снижение, этот показатель остается одним из самых высоких по республике.

Здоровье молодежи.
Наблюдается ухудшение качественных характеристик здоро-вья детей, подростков и молодежи. Наиболее распространенными среди детей до 16 лет являются язвенные болезни и ДЦП. Достаточно благополучная ситуация сложилась с та-кими социально опасными заболеваниями, как токсикомания, наркомания, алкоголизм и туберкулез. В 1999 г. под наблюдением с данными диагнозами не находилось ни одного человека. Вместе с тем, наблюдается рост больных венерическими заболеваниями: с 1998 г. по 1999 г. число молодых людей, взятых под наблюдение с данным диагнозом, увели-чилось в 2,3 раза.

Образование и занятость.
Общее число учащейся молодежи района в 1999 г. со-ставило 1 631 человек. Наблюдается повышение качественных показателей уровня обра-зованности выпускников школ. В 2000 г. каждый пятый выпускник имел золотую или се-ребряную медаль. Постоянно растет число молодых людей, желающих получить высшее образование. В 2000 г. по сравнению с 1998 г. количество выпускников общеобразова-тельных заведений, поступивших в ВУЗы, увеличилось на 40 %. Вместе с тем, прослежи-вается неблагоприятная тенденция увеличения оттока молодежи из района. После оконча-ния обучения возвращается на работу в район лишь крайне небольшой процент молодых специалистов. В 2000 г. их число по сравнению с 1999 г. сократилось в 2,5 раза.
Одной из наиболее острых проблем в районе является проблема трудоустройства молодежи и подростков. Удельный вес молодежи трудоспособного возраста ко всему тру-доспособному населению в 1999 г. составил 36,5 %, из них доля безработных составляет 3,3 %, причем 60 % безработных - женщины. Несмотря на относительно не высокий уро-вень безработицы среди молодежи, ситуация, сложившаяся на рынке труда в районе дале-ка от оптимальной. Средняя продолжительность безработицы составляет 9,2 месяца. Вос-требованы в основном только рабочие специальности.
Наблюдается отток молодежи из сферы АПК. В 1999 г. в сфере АПК было занято только 13 % от числа трудоспособной молодежи района, причем сокращение общего чис-ла молодых людей, работающих в АПК с 1998 г. по 1999 г. составило 4 %. Кроме того, молодежь полностью отстранена от руководства в данной сфере. Мало ориентирована сельская молодежь на ведение фермерского хозяйства и занятие предпринимательской деятельностью. В районе всего лишь 17 молодых людей занимаются фермерством и 4 - предпринимательством.

Досуг.
Особое внимание в районе уделяется организации досуга молодежи. На территории района действует 5 досуговых центра молодежи, 10 кружков художественного и технического творчества, 1 патриотический клуб, которые посещают 230 детей и подро-стков. Вместе с тем отмечается недостаточное количество культурно-массовых мероприя-тий, слабая материально-техническая база учреждений культуры и недостаток финанси-рования.

Преступность.
Криминогенная обстановка в районе продолжает осложняться. Ко-эффициент молодежной преступности с 39,3 % в 1998 г. вырос до 42,4 % в 1999 г., в том числе коэффициент несовершеннолетней преступности – с 18,7 % до 20,3 %. В 1998 г. со-вершили преступления 32 человека, а в 1999 г. - 37. Из них лишь только 18,9 % отбывает наказание в местах лишения свободы, основная же часть осуждается условно - 46,6 %. К позитивному моменту можно отнести то, что с 1998 г. по 1999 г. на 26,7 % сократилось количество молодых людей, совершивших преступления в состоянии алкогольного опья-нения и почти в 5 раз уменьшилось число несовершеннолетних, стоящих на учете в ИДН. Самым распространенным видом преступлений среди молодежи является кража.

Социальная защита молодежи.
Размер средней з./пл., являющийся одним из по-казателей уровня жизни, остается в районе на достаточно низком уровне. В 2000 г. он со-ставил всего 54,9 % от уровня потребительской корзины. Наиболее сложная ситуация с оплатой труда сложилась в АПК, где средняя з./пл. равна 297 руб., что составляет только 37 % от уровня потребительской корзины. Не многим лучше обстоят дела с оплатой труда в промышленности, где средняя з./пл. составляет 400 руб. или 49,9 % от уровня потреби-тельской корзины и в бюджетных организациях - 619 руб. или 77,2 % от уровня потреби-тельской корзины.
Кроме трудного материального положения еще одной из наиболее острых проблем молодежи является отсутствие жилья. Такой способ улучшения жилищных условий, как индивидуальное жилищное строительство, является по финансовым возможностям для большинства молодежных семей не доступным. Если в очереди на получение жилья в 2000 г. стояло 12 молодежных семей, то самостоятельно приобрели жилье всего 5.
Социальная защита молодежи в районе находится на крайне низком уровне. В рай-оне полностью отсутствуют социальные службы для молодежи, нет ни одного социально-го работника, обслуживающего данную категорию населения.

Реализация молодежной политики на районном уровне.
Наиболее активно во-просами молодежи в районе занимается Комитет по делам молодежи, РОО, Отдел культу-ры, Комиссия по делам несовершеннолетних, РОВД. Так же активный интерес к пробле-мам молодежи проявляет и районная администрация. В период с 1999 г. по 2000 г. они рассматривались ею 7 раз.
На реализацию молодежной политики в районном бюджете предусмотрена отдель-ная строка. В 2000 г. объем финансирования из местного бюджета по сравнению с 1999 г. сократился в 2 раза и составил 1 292 руб. Предлагаемое финансирование из местных ис-точников не позволяет решить самые острые проблемы молодежи на районном уровне, к которым в первую очередь относятся трудоустройство и строительство муниципального жилья. К основным причинам, сдерживающих реализацию молодежной политики на ме-стном уровне, кроме недостаточного финансирования относится так же слабая активность молодежи.
<назад>

Hosted by uCoz